100 лет назад, в 1914-м году через станцию Облучье прошёл первый поезд
Сейчас, спустя век, составы идут через неё каждые семь минут. Облучье по праву называют городом железнодорожников, а одноименная дистанция пути считается одним из самых сложных участков Транссибирской магистрали.
Отсюда с Сопки любви всё Облучье, как на ладони. Железнодорожная колея изгибается, напоминая облучок пролётки извозчика. Кривые малого радиуса, большие уклоны, тоннели. Облученскую дистанцию пути справедливо называют одной из сложнейших.
Алексей Папанов — бригадир участка. В Облучье он приехал из Тынды 10 лет назад , в тот же год женился, квартиру купил, сейчас двое детей подрастают.
«На нашей дороге только в Облученской дистанции такое количество большое тоннелей, мостов. Путейский труд – он всегда бы тяжёлый. И на железной дороге он, наверное, самый тяжёлый путь. Именно труд путейца. Но как бы справляемся. Люди нормальные, коллектив здоровый», — говорит Алексей Папанов, начальник участка Облученской дистанции пути.
Сегодня путейцы ожидают завершения реконструкции чётного Облученского тоннеля. Бывший тоннельный мастер, а сейчас замначальника дистанции по кадрам, Ольга Малашенко, рассказывает: построили сооружение при царе, сто лет назад, даже та кладка ещё сохранилась. Факт, конечно, впечатляющий, но за столько лет тоннель пришёл в аварийное состояние.
«Мы с ним хлебанули очень много бед и горя. Мы даже два Новых года встречали с бригадой именно в тоннеле, потому что надо было пропускать поезда, но из-за того, что был сильный капёж, образовывались сосульки, и мы с мотовозом выезжали в окна и сбивали. И убирали эти сосульки, чтобы пропускать поезда, не нарушать уже движение», — рассказывает Ольга Малашенко, заместитель начальника Облученской дистанции пути.
«Очень тяжело было, как говорится, доказать свою точку зрения, что тоннель надо ремонтировать. Все поезда ехали по этому тоннелю с ограничением скорости 40 км в час. Почему 40? Был негабарит. Даже грузы иногда цеплялись за своды. Сегодня вот видите, какой новый объект, который будет сдан скоро. Уже будет ехать с установленными скоростями, которые не будут создавать барьерное место», — говорит Александр Рамазанов, начальник Облученской дистанции пути.
Поезда здесь проходят в среднем каждые 7 минут, так что работы у Облученских путейцев хватает.
«Слабым здесь не место. Не каждый выдержит эту работу. Потому что работаем, можно сказать, и без выходных, и день, и ночь. В любое время могут поднять и вызвать на работу», — рассказывает Дмитрий Татаров, дорожный мастер Облученской дистанции пути.
Слабых сюда и не возьмут. Гири в кабинете начальника, не красоты ради, а пользы для. Хочешь работать путейцем — покажи силу. Здоровый образ жизни вообще приветствуется. Для сотрудников построили спортзал — бесплатный, круглосуточный. А о здоровье души позаботиться можно без отрыва от производства. Облучье — единственное в России место, где на территории железнодорожного предприятия стоит часовня. Может, совпадение, но говорят, когда её возвели, на всем участке от Архары до Известковой аварийных ситуаций стало меньше.