По теме в двух словах. Когда сельхозуправление региона перейдёт от формальных отчётов к делу?

Куда исчезли земли, кто потенциальные инвесторы и как их привлечь в автономию? В правительстве области состоялось совещание по улучшению инвестклимата. Работа сельхозуправления региона подверглась критике со стороны руководителя автономии Александра Левинталя.

Растениеводство в области в большом приоритете. Соей занято 87% пашни, экономический эффект — низкий. Площади её посадки сокращать, зерновых — увеличивать, как и овощей, и картофеля, развивать животноводство. В самом разгаре работа по инвентаризации земель.

— В дальнейшем работа по инвентаризации будет продолжаться, сформируем перечень проектов предлагаемых для инвесторов, — говорит первый заместитель начальника Управления сельского хозяйства правительства ЕАО Татьяна Ракитин.

— Блестящий доклад. Вроде про всё рассказано, и ни про что не раскрыли, — заметил Александр Левинталь.

С пристрастием — в историю проблемы. В советское время автономия располагала 160-тью тысячами гектаров сельхозугодий. Сейчас в наличии 120. В поисках пропавшей земли «прочесали» каждый район. Пока нашли 20 тысяч гектаров, 15 из которых в Ленинском муниципальном образовании более-менее локализованы. В Смидовчском, Облученском и Октябрьском — в разы меньше и разрозненные. Состояние участков оставляет желать лучшего.

«Потенциальные инвесторы, когда к нам обращаются, мы с ними выезжаем, показываем. Но всех, естественно, пугает то состояние, в которое пришли системы за последние 20 лет. Дороги разбиты, каналы заросли, на земле, по сути, вырос кустарник, где-то даже деревья. То есть надо огромные вложения», — рассказывает глава Октябрьского муниципального района Алексей Егоров.

Большая часть вновь обретённых земель пока в статусе «бесхозные». Чтобы пустить их в оборот — необходимо восстановить мелиоративные системы и дороги. Муниципалитеты, из-за недостатка финансов, брать на себя такую ответственность не желают. Как выход — взяться за восстановление сельхозинфраструктуры сообща. При участии федерального и областного бюджетов, а также частных капиталов. Вот только инвесторов, желающих внести такой посильный вклад — пока нет. Не выяснен и вопрос стоимости таких работ.

— Какие-то конкретные вещи. Вы, на самом деле, профессиональный чиновник, вы говорите много, но ни о чём, извините, конечно, а покупателям и инвесторам нужна конкретика, — сказал депутат государственной Думы Ростислав Гольдштейн.

— Вот Вы можете назвать компании? Приходила такая-то, и такая-то. Они посмотрели на земли, сказали, извините, в Еврейской области для нас места нет, — с такими затратами мы эту землю не поднимем, там уже берёзы выросли и нам земля не нужна. Или они всё-таки говорят, мы готовы, но для этого надо сделать то-то? Какой разговор с инвесторами идёт? — парировал врио губернатора ЕАО Александр Левинталь.

Инвесторов сейчас всё больше интересуют пашни. Между тем, переводить сенокосы и пастбища в эту категорию сельхозугодий — не целесообразно. Остаётся искать оставшиеся потерянные и новые участки, которые можно будет предложить предпринимателям.

«Вовлечение земель, которые сегодня и раньше не использовались. Земли есть лесного фонда — но леса там практически нет. Такая земля, которая может быть с небольшими затратами переведена в земли сельскохозяйственные, соответственно, использоваться, как пашни», — пояснил врио губернатора ЕАО Александр Левинталь.

Интерес к земле будет расти. Вопросы импортозамещения сегодня стимулируют активность инвесторов. Сельхозугодия необходимо увеличить до двухсот тысяч гектаров. Создать реестр участков с описанием категории назначения. Руководитель региона также подчеркнул, с предпринимателями необходимо налаживать предметный разговор. Не хватает им площадей для посадки кормовой базы для развития животноводства — искать альтернативы. Предлагать услуги местных земледельцев.

!