Бакалдын провели в Биробиджане

Самобытную культуру сохраняют в ЕАО представители северного народа.

Аристократы тайги и потомки тунгусов. Эвенки. Представители северного народа проживают и в автономии. Правда, общее число жителей не больше сотни. Но даже несмотря на это, сохраняют свою самобытную культуру. Например, провели Бакалдын.

(фрагмент видео)
— Звук, как бежит олень. Вот оно.

В копытцах — сила природы. Особые знаки и на национальных костюмах. Не просто треугольники — сопки.

(фрагмент видео)
— У кого какая фантазия, так и украшают свои наряды. Но мех должен быть обязательно.

Таисия Даминова в автономии на пару дней. Приехала в гости. Она редкий носитель языка. На нём говорит и поёт. Что не песня, то премьера. Ведь чаще исполняет о том, что видит.

Эвенкийский пусть и нечасто, но всё же звучит в Еврейской автономии. И не только из уст старожилов.

(фрагмент видео)
— Бакал дырап аял баёл. Амыкулу.

Хозяйка радушно приветствует гостей. Приглашает к очагу, но прежде — обряд очищения. Каждый проходит через своеобразный портал. Этот ритуал заряжает на удачу. Обереги в арке ручной работы. Одно из назначений — от сглаза. Жестких требований к оформлению нет. Узор выбирает мастерица на свой вкус.
Обязательно смахивают тяготы и заботы веточкой багульника. Символична и лента — каждый повязывает ее на дерево — на здоровье.

Собираются у чума. Этот — символический — из ткани. А вот кумаланы на полу настоящие. Эти ковры женщины шьют из меха добытых животных — норки, соболя, лисы. Конечно, такое жилище не вместит многодетную семью, не согреет зимой, но атмосферу передаёт.

(фрагмент видео)
— Снаружи чума вешали рыбу, мясо — для того, чтобы сохранить. Они на ветру и на солнце обветривались, вялились. Это кита. Кита лучше всего сохраняется, чем какая-либо другая рыба.

Вилия Гудкова:
— Всем своим друзьям, знакомым, если у меня спрашивают, какой я национальности, я с гордостью говорю, что я эвенка. Я этого не стесняюсь, я очень рада. Мы даже рады будем передать это нашим детям, чтобы они поддерживали обязательно нашу культуру. Она очень интересная, завораживает дух.

Просят называть себя Эвенками. С ударением на первый слог. И хоть народ один — от Енисея до Охотского моря. Но так подчёркивают свою дальневосточную самобытность.

У северных и малочисленных — Бакалдын. Проще говоря, встреча. После долгой зимы у кочевников по-современному диалог без галстуков. Обсуждают успехи на охоте и бытовые вопросы, модницы хвастаются нарядами.

(фрагмент видео)
— Вот это трехлистник, наш национальный узор, его вышивают нитками мулине. Вот это оленья шкура, здесь на концах бубенчики.

Конечно, сегодня не у каждого есть национальный костюм, да и на гаджеты запретов нет. Но традициям верны. Вот и на костре уже готова — селлей Оллова — уха. Секретный ингредиент — кусочек юколы — той самой сушёной рыбы. В остальном — рецепт слегка осовременили — добавили картошку.

С дикцией и произношением всё в порядке. Это созвучное русскому «Спасибо!». Смысл тот же.
После долгой разлуки без застолья никак. Дары природы — в изобилии. Меню предков и сегодня в ходу.

(фрагмент видео)
— Это сахатина. Просто отварное мясо. Посолишь и больше ничего не надо.

Если чай, то травяной. Уважают коренья и ягоды. Женщины — хранительницы очага. Мужчины — добытчики. Весь промысел — законный, о браконьерах — только с осуждением.

Денис Ким:
— Езжу на рыбалку, охоту каждый год, начиная с весны, у нас всё по закону: утиная по перу, весенняя, потом на медведя. Дикоросы, натуральные продукты, сушим травы, собираем папоротник, то есть занимаемся собирательством.

Их встречи — на голом энтузиазме. Нет общины, ассоциации или другой юридически оформленной организации. Но не просто клуб по интересам. Очень боятся упустить момент и растратить наследие предков. Кстати, представителей в области уже пообещали включить в реестр коренных народов России.

Венера Ли:
— Нас мало, мы друг друга находим, мы друг с другом знакомимся, благодаря таким вот большим форумам. В семье единой которые проводит правительство области.

Завершается встреча — хадё — хороводом.

Плясать могли до рассвета, а от количества участников в былые времена, земля дрожала.

Сегодня в автономии представителей народа меньше сотни. Тем ценнее становится сохранение культуры и вековых традиций. Именно эвенкам жители еврейского региона обязаны многими географическими названиями. Будукан, Кимкан, Биджан и Бира. Отсюда и дословный перевод названия областного центра — стойбище на реке.

Автор: Иван Ольховой
Оператор: Павел Антонюк

!