ГТРК «Бира» запускает цикл сюжетов к юбилею областного центра

Расскажем о наших земляках, которые любят Биробиджан, не собираются его покидать и вносят вклад в его развитие.

Первая история о человеке, которая бережно хранит историю и находит всё новые  факты о городе на Бире. И, конечно, с большим удовольствием рассказывает о нём всем желающим.

На счету Светланы Скворцовой — заместителя директора краеведческого музея много забавных историй, связанных с детьми. Однажды она вела экскурсию для маленьких слушателей. Побывали в зале, посвященном Великой Отечественной, там услышали рассказ о танке Тигр, а после перешли к флоре и фауне родного края. Детей познакомили с полосатым обитателем тайги. Когда ребят спросили, чем же он знаменит, то услышали оригинальный ответ… Тигр участвовал в войне.

Работать с юными посетителями музея непросто. Увлечь рассказом, заинтересовать удается разными способами. Например, параллель со сказочными героями, когда речь о природе. Как на уроках. Ведь, по образованию Светлана Скворцова педагог. Училище, а потом и биробиджанский институт окончила. Могла уехать трудиться в Ленинградскую область. Но осталась. Сын был совсем маленьким.

Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— Я не жалею, конечно, что я не уехала, потому что внутри мы всегда выбираем и мы где-то чувствуем, как сделать свой выбор правильным.

В 90-е годы пришла трудиться в музей. Но до авторских экскурсий и открытий было еще далеко. Определили в отдел фондов. И здесь пригодился правильный учительский почерк. Помогли занятия каллиграфией. Светлане предстояла скрупулезная работа. Описывать экспонаты. Все данные — в инвентарную книгу. Кстати, любовь к истории родного края привила известный в области педагог Ольга Матушевская. Это был не просто тематический кружок в шестой школе под ее началом, а целые экспедиции, переписка с ветеранами и работа с документами.

 Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— Не механическая, это тоже творческая работа, ведь, чтобы описать тот же стул. А какой это стул, а это венский стул, а откуда венские стулья. То есть это целая история создается.  И не смотря вроде бы на этот механический труд, багаж знаний пополнялся со временем.

А далее — научно-просветительский отдел. Одна из задач для нового сотрудника  — написать собственную экскурсию. Обзор музея за 45 минут. Но работу надо было еще защитить перед строгой комиссией.

Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— И ты стоишь, а у тебя коленки трясутся, и ты боишься что-то неправильно сказать, потому что люди сидят. Ты должен в обзоре рассказать, не ошибиться, факты донести все достоверные.

Теперь Светлана Скворцова с легкостью может рассказать о всех экспозициях, представленных в залах музея. Хотя, признается, некоторые посетители пытаются застать врасплох и задать каверзный вопрос. Но для Светланы — это повод изучить тему более детально. И тогда  в «копилке» оказывается новый факт. Например, о гибели Героя Советского Союза Михаила Стяжкина. Официально наш земляк умер от ранений. Но есть и другая версия. Результат журналистского расследования.

Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— Ехали на поезде, поезд вез какую-то технику. Были платформы открытые. И вот они захотели со своего вагона к своим друзьям перебраться в другой вагон через открытые платформы, им нужно было перепрыгивать  движущийся поезд.  Не допрыгнул. Упал. Под колеса.

Почему другого героя Советского Союза Абрама Мордуховича прозвали богатырём. Сведения о многих: фронтовиках и тружениках тыла. Оружие, форма, личные вещи. Все это только одна из историй, собранных по крупицам, сотрудниками краеведческого.

Самое любимое в работе, признается Светлана — создание выставок. Экспозиции получаются полными, когда посетители погружаются в определенную эпоху или событие. И для этого нужен художественный образ. Но пока воплотить все идеи не позволяют площади музея.

Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— В 2014-м году я выиграла грант и сделала вот этот зал. Он удобный для работы. Но он такой, знаете, безликий. То есть сделать из него какой-то образ очень тяжело. Поэтому выставки похожи друг на друга в плане подачи, а хотелось еще иметь такой зал, чтобы разойтись фантазией, чтобы в нем можно было работать с художником именно.

Работа в музее для Светланы Скворцовой — общий труд. Здесь привыкли друг другу помогать.

Нонна Крахмалёва, главный хранитель областного краеведческого музея:

— Надежный человек, знающий человек, всегда выручит в трудную минуту, скажет правду в глаза. Ну, я не знаю, в музее, наверное, не будут работать люди, которые будут тебя подводить в какой-либо ситуации.

Освоение Еврейской автономии – об этом Светлана стремится знать всё. Поэтому тема образования Биробиджана для нее особенная. И история города тесно связана с вокзалом. Вот он — еще деревянный 1912 года постройки — на станции Тихонькая.

Светлана Скворцова, заместитель директора областного краеведческого музея:

— Максимально количество проданных  билетов в один день, то есть это зафиксировано было – 25 билетов. То есть, кто-то приезжал сюда, кто-то уезжал отсюда.

В 1928-году начинается активное заселение будущей территории области, пассажиропоток увеличивается и возникает потребность в новом здании. Решение о возведении приняли в 1933-м. Известный швейцарский архитектор Ханнес Майер выбрал место для объекта. К марту 35-го готов план застройки. А уже в мае разбивают площадку и начинают работы. Они усложняются на правой стороне. Причина — грунтовые воды. Отмечу, объект сдали в рекордно короткие сроки. 29 декабря того же года.

Нонна Крахмалёва, главный хранитель областного краеведческого музея:

— Центральная часть — это был вестибюль. Полы вестибюля были выложены плиткой, которая была сделана из крошки мрамора, добытой в Биракане. Левая сторона вокзала — это был зал ожидания. Была билетная касса, был читальный зал.

Анна Малышевская, корреспондент:

— В 1937 году, предположительно, из-за просчётов инженеров в здании обрушился потолок. К счастью, никто не пострадал. Сделали ремонт. В этот  период на вокзале появился даже ресторан. Годом позже снова ЧП — опять обрушился потолок и произошёл пожар. Огонь уничтожил лепнину, украшавшую вокзал. Чтобы подобные ситуации не повторились, деревянные конструкции заменили на металлические.

Вокзал – исторический памятник Биробиджана. Центральная часть сохранила свой облик до наших времен. В семидесятых годах возвели пристройки по бокам. В начале двухтысячных  объект реконструировали. Сейчас здание вокзала снова готовят к ремонту. К работам планируют приступить в этом году. А в музее до сих пор бережно хранят все документы и фотографии, связанные со строительством в 1935-ом. Его, кстати, вели силами Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря. Заключенные клали кирпичи, занимались отделкой. Черно-белые карточки ударников с именами и фамилиями навсегда вписаны в историю железнодорожной гавани. Найти о них больше информации. Такое желание есть у краеведов.

Автор: Анна Малышевская

Оператор: Олег Гриценко

!