Не в семье, но по-семейному. Детские дома и школы-интернаты автономии готовятся к кардинальным переменам

«У каждого ребёнка должна быть семья!». Призыв уполномоченного по правам детей Павла Астахова услышан. С будущего года школы-интернаты и детские дома России ожидают кардинальные преобразования. Проживание и воспитание в них будет строиться по семейному принципу. Главное — социальные учреждения станут лишь временным приютом для сирот. Все усилия педагогов будут направлены на определение каждого ребёнка в семью.

Встроенный шкаф, два дивана, трельяж и стенка. На первый взгляд обстановка обычного гостиничного номера. Особый статус помещения выдаёт обилие детской литературы на полках. Появление в Бирской школе-интернате социальной гостиницы — результат усилий местных педагогов и Московского фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

«Жилое помещение, где родственники, родители, а также кандидаты в приёмные родители могут провести время с ребёнком, побеседовать, поддержать его. В спокойной домашней уютной обстановке, где никто не мешает, родители, взрослые и дети могут пообщаться», — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Лилия Брыкова.

Кроме номера, в социальной гостинице есть своя кухня. Ведь ни что так не сближает людей, как совместное приготовление пищи. Поэтому, в перечень предметов уже давно ввели социально-бытовой. В специально оборудованном классе ребят не только учат готовить простейшие блюда.

«На этих же уроках мы учим детей ухаживать за жилищем, ухаживать за собой, ремонтировать одежду», — поясняет преподаватель специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Наталья ВЛАСОВА.

Впрочем, выпускницы интерната способны не только на это. Девушки умеют шить комплекты постельного и нательного белья, скатерти и многое другое.

«Когда идёт подготовка к каким-нибудь праздникам, мы постоянно помогаем учителям что-нибудь шить. Профессия нужная — швея — всегда достаток будет в семье!», — говорит ученица специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Евгения Мартынова.

Мальчишки изучают азы столярного дела. 12-летний Никита — пока единственный в группе, кому мастер доверил электролобзик. Парень старательно выпиливает плечики для вешалки. В основном справляется сам, но иногда просит помощи у наставника.

«В дальнейшем, они потом идут учиться в училища, там приобретают уже специальность, где они уже получают разряды и потом идут уже работать», — говорит преподаватель трудового обучения специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Геннадий Гончаров.

Многие воспитанники интерната страдают плоскостопием и нарушением осанки. Единственное спасение — лечебная физкультура. Занятия проходят ежедневно. Задача не простая — остановить прогрессирующие заболевания.

«В прошлый год поступило очень много нового оборудования в кабинет психолога и мы стали использовать для повышения мотивации. Стараемся разнообразить не только специальные упражнения, но и упражнения на снарядах, которые способствуют улучшению здоровья», — рассказывает преподаватель физкультуры специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Светлана Сивухина.

В интернатовской программе нет урока информатики. Есть только факультатив, на котором преподают основы компьютерной грамотности. Но информационные технологии используют при изучении многих предметов.

«В данном случае, на уроках русского языка, они работают с деловыми бумагами, учатся писать заявления, объяснительную, докладную, работать с текстовыми редакторами, ищут дополнительный материал в Интернете. Даже, научились самостоятельно готовить презентацию к урокам», — рассказывает заместитель директора по учебной работе специальной коррекционной школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (п.Бира) Галина Зарина

В Бирской коррекционной школе воспитываются 85 ребят, большинство из них — сироты. С будущего года интернат перейдёт на семейный принцип воспитания. Уже сейчас в учреждении созданы группы, в которых воспитываются разновозрастные дети из одной семьи или местности.

«Весь наш спальный корпус, весь третий этаж будет переоборудован в мини-квартиры, где дети будут жить в этих квартирах — семьями по 8-9 человек. У них буду спальни, игровые комнаты, бытовые, кухня, санузел», — говорит заместитель директора по воспитательной работе специальной коррекционной школы — интерната для детей, оказавшихся без попечения родителей (п.Бира) Лилия Брыкова.

В этом году два воспитанника вернулись в родные семьи, ещё один ребёнок готовится к встрече со своими родителями. Двое детей были приняты в приёмные ячейки общества. Ведь, даже несмотря на идеальные условия в детском доме, каждый ребёнок мечтает о родном.

!