Недалеко от Теплоозёрска вот уже 85 лет стоит необычное сооружение – мраморный мост

Про него молчат справочники, его фотографий не встретишь в Интернете, но он вполне мог бы стать восьмым чудом автономии. Вот уже 85 лет неподалёку от посёлка Теплоозёрск существует необычный — мраморный мост.

С этим мостом у Анатолия Гуторова связаны давние воспоминания детства. Любил здесь ещё подростком кататься на велосипеде, а когда уставал от педалей — присаживался на его бордюры отдохнуть. В одну из таких поездок решил спуститься к ручью, набрать воды и, признаётся, обомлел, когда увидел цифры.

«Потом по прошествии лет эти цифры стали приобретать более весомое значение для меня. По крайней мере, это всё-таки память человеческая, история области», — рассказывает житель п. Теплоозёрск Анатолий Гуторов.

На одной стороне выдолблена дата — 1928, на другой — пятиконечная звезда. Но главная ценность моста не в этом, а в том, что построен он из настоящего природного белого мрамора. Ровно напиленные, идеально оттёсанные гигантские глыбы. Даже цементный раствор, скрепляющий камни и тот пощадили годы, вода и солнце. Не смотря на свои 85, старый мост даст фору современным строениям. Наши предки умели строить на века.

Эта та самая каменоломня, где добывался мрамор для возведение моста. Но она примечательна ещё одним историческим фактом. Именно здесь добывался минерал, который впоследствии использовался при отделке станции метро «Белорусская» в Москве.

По воспоминаниям старожилов в царские времена здесь проходил рабочий тракт, которой использовали строители Транссиба. В начале 20-х возвели узкоколейную железную дорогу. По ней мрамор и древесину доставляли к Транссибу. Найденный ржавый костыль — сегодня единственный артефакт той поры.

Раньше верхнюю часть моста венчали такие же мраморные бордюры. Но строители нефтепровода, которые воспользовались сооружением, увеличили его габариты на свой лад. Сбросили бульдозером каменные глыбы в ручей, а само строение засыпали щебенкой. Теперь моста с дороги не видно.

Мрамор — метаморфическая горная порода, спаянная при большой температуре и огромном давлении, имеет большой вес — говорит профессор ИКАРПА Борис Голуб. Поэтому построить из него мост весом в сотни тонн, да ещё практически вручную — это труд, под силу разве что Титану — считает учёный. У всезнающего краеведа своя версия по поводу сроков строительства моста.

«В 28-м году только приступили к строительству моста, а мост значительно позже был построен, просто первичная дата была выбита, когда начиналось строительство», — рассказывает профессор ИКАРПА Борис Голубь.

Кто оставил потомкам мраморное чудо? — также вопрос неясный. В 28-м году ещё не было политзаключённых, а осуждённые уголовники и кулаки, ссыльные поселенцы, недовольные советской властью, вряд ли бы своими руками украсили мост пятиконечной звездой. Но это не главное, считает Анатолий Гуторов: «Люди оставили после себя. Их уже нету давно, а мост стоит и ещё будет стоять. Уже нас не будет, а он будет стоять!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие с пользовательским соглашением и согласен с политикой конфиденциальности.