Новый трансграничный переход сократит не только время, но и деньги

В Китай по рельсам. В ближайшее время в автономии приступят к строительству железнодорожного перехода через Амур. Вопрос финансирования уже практически решен на федеральном уровне. По расчётам специалистов, мост сократит расстояние перевозок в провинцию Хэйлунцзян на 500 километров, уменьшит время пути на семь часов. Сразу несколько регионов Дальнего Востока получат выгодный и короткий транспортный коридор.

В Нижнеленинском пункте пропуска — традиционные весенние каникулы. На Амуре — ледоход. Международная переправа закрыта. Понтонный мост разобрали. Предприниматели подсчитывают убытки — простой почти месяц. Навигация начнётся только через полторы недели.

«На экспорт у нас рост порядка 10-ти раз, активно вывозили сою на импорт, завозится сельскохозяйственное оборудование, фрукты», — говорит заместитель начальника Амурзетского таможенного поста Биробиджанской таможни Андрей Кистерёв.

Границу с начала года пересекли более 3-х тысяч автомобилей. А это свыше 40-ка тысяч тонн грузов. Могли бы и больше, но сезонные остановки мешают ритмичной работе. Нет у порта возможности переправлять и такой вид продукции как руда. А вот потребность в этом появится уже в ближайшее время. К осени в Еврейской автономной области завершится строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината. Около 3-х миллионов тонн железнорудного концентрата в год планируют экспортировать в Китай. Однако из-за транспортных расходов рентабельность проекта под вопросом. Ближайший железнодорожный коридор в тысяче километров от фабрики — в Приморском крае. Вся надежда на мост, который соединит российский и китайский берега.

«С тех пор как мы проект этот задумали, цена на железнорудный концентрат упала в три раза. Сейчас это не вопрос улучшения экономики, это вопрос выживания для нас. Продукт удешевится — мы станем более конкурентоспособными по сравнению с нашими коллегами из Австралии и Бразилии», — сказал генеральный директор Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината Юрий Макаров.

Соглашение о строительстве перехода через Амур было подписано Правительствами двух государств ещё в 2013-м. По проекту протяженность моста более 2-х километров. Основную часть возведут китайские партнёры. Российский участок — 309 метров.

Увидеть очертания будущего моста пока можно только вдалеке, на китайской стороне. На российской — затишье. К работам специалисты приступят в начале мая. А уже в 2016-м году в Еврейской автономной области должен появиться уникальный в своем роде объект. Трансграничный переход Нижнеленинское- Тунцзян станет первым железнодорожным мостом между Россией и Китаем.

Руда, уголь, древесина. Грузопоток — в перспективе 30 млн. тонн в год. Мост в Китай даст региону новые возможности и дополнительный доход в бюджет.

«Эффект область будет получать сразу же со строительства моста, будут работать субподрядчики, организации, местные строительные материалы. Кроме моста будут строиться и таможня, и пограничный пункт», — сказал врио губернатора ЕАО.

Перспектива появления моста уже привлекла в регион китайских инвесторов. Одна из компаний планирует создать здесь крупный промышленный парк. Он будет включать комплекс по глубокой переработке сои, завод удобрений, производство 3D печати в строительстве, гостиницу. В проект уже вложили 342 миллиона рублей. Земельный участок площадью 100 гектаров оформили, построили необходимую инфраструктуру, административные здания, лесопильный цех, закупили оборудование.

«Когда мы выполним все планы промпарка, грузооборот будет минимум 5 миллионов тонн. В России хорошие ресурсы, которыми интересуются в мире. Их можно будет через промпарк через мост отправлять в Китай», — говорит генеральный директор ООО «Амурлес» Лю Юаньцзюнь.

Общая стоимость моста — более 10-ти миллиардов рублей. Связь с Транссибом обеспечит железнодорожная ветка «Биробиджан — Нижнеленинское», которую реконстуируют. Ещё один выход на азиатские рынки получат и другие регионы Дальнего Востока.

!