Новый выпуск литературного альманаха «Биробиджан» заговорил голосами своих авторов
Уникальную экскурсию, в которой прозвучали новые факты истории застройки областного центра, провел наш земляк, ныне московский ученый Кирилл Степанов.
Пожалуй, впервые с 1946-го года, с момента основания альманаха «Биробиджан», одна из его публикаций будет звучать в прямом смысле слова, причем, в исполнении автора, прогулка по Биробиджану – первый пункт остановки, железнодорожный вокзал.
(фрагменты фильма о Биробиджане 1940 г.)
Архитектурный облик города, появившегося на карте 85 лет назад, стал предметом исследований одного из авторов очередного литературно-публицистического альманаха «Биробиджан». Уроженец Хабаровска, ныне научный сотрудник московского НИИ, без пяти минут кандидат наук, Кирилл Степанов начинает экскурсию по знаковым местам областного центра с железнодорожного вокзала, построенного по эскизам легендарного архитектора – Ханнеса Майера, представлявшего на берегах Биры в 30-х годах прошлого века архитектурную мастерскую «Баухаус».
(фрагмент видео)
— Когда он работал, например, в «Бау Хаусе», он какие делал проекты, например, проект главного здания Лиги Наций.
Эпоха советского конструктивизма стала периодом реализации смелых идей молодого швейцарского архитектора. До сих пор в Биробиджане эксплуатируются здания кинотеатра, библиотеки, мэрии, и . конечно железнодорожного вокзала. В неосуществлённых, к сожалению, планах был и аэровокзал.
И один из первых вопросов, который ему задали биробиджанцы, в 33-м году, нет плана, нет еще ни одного каменного здания, ему задают вопрос – а где у нас будет место для стоянки дирижаблей?
Чем дальше от нас период первых новостроек молодой еврейской автономии, тем острее стоит вопрос сохранения архитектурного наследия советского периода
Валерий Гуревич, руководитель научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО ИКАРП ДВО РАН:
— Надо показывать, как жили первостроители, те, кто жил намного раньше нас, есть такие еще объекты, сделать для потомков это музеем, поговорить о доме по улице Советской 31, последний дом, оставшийся из серии таких, «финских» домиков, к примеру. Или, может быть один из двухэтажных домов оставить под выставочный комплекс.
Кирилл Степанов, архитектор, историк архитектуры, научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (г. Москва):
— Те немногие артефакты, которые от той эпохе, очень сложной, легендарной эпохи, как я её люблю называть, 30-х годов, рассказывают. И это история, если не в лицах, то в фасадах зданий, и это, практически, учебник истории, безусловно, нужно знать, чтобы выстраивать наше настоящее, и не менее светлое будущее.
А для сохранности этого учебника региональной истории под открытым небом все средства хорошо. Одно из них — аудиоэкскурсии.
Светлана Скворцова, директор областного краеведческого музея:
— Когда ты присутствуешь непосредственно при живой беседе, при живом рассказе, и находишься в тех местах, о которых идёт речь, это совершенно другой приток информации, восприятие совершенно другое. Может, кто-то из краеведов, некоммерческих организаций, можно эту историю закрутить таким образом, чтобы создать аудиогиды по городу Биробиджану, с красивым голосовым сопровождением, с какими-то художественными образами, может быть, с музыкальным сопровождением.
А ведь это весьма символично, согласитесь, что благодаря альманаху «Биробиджан» аудио образ административного центра Еврейской автономной области зазвучит на весь мир.
Оператор: Сергей Корнилевский
Автор: Игорь Смешной