Учебные заведения в селах автономии пытаются работать в условиях острой нехватки учеников.

Школа на четыре ученика. Несколько лет назад в автономии начался процесс оптимизации сельских школ. Часть учреждений закрыли. Малокомплектные учебные заведения начали делить помещения с детскими садами. В работе компактных коллективов есть свои особенности. А в учебном процессе — плюсы и минусы.

Здание школы в селе Ручейки закрыли в 2010 году. Еще четыре года назад здесь не смолкал шум детских голосов а количество учеников доходило до 120. сейчас школа переехала в новое здание, и там теперь своя, особая атмосфера.

Во втором классе начальной школы села Ручейки сегодня стопроцентная явка. На урок пришли оба ученика. Ксюша и Олег не знают что такое шумные игры на переменах. Не сделать домашнее в таком классе — верная двойка. Да и расписание дежурств — предельно лаконично.

«Я бы хотела чтобы было много человек, как прежде. Чтобы было во что поиграть. А когда мало человек — не находится игр. Иногда скучно», — говорит Ксения Черепанова, ученица филиала школы с. Благословенное.

Зато ребята пользуются безграничным вниманием учителя. Уделить столько времени каждому ребенку в большом классе невозможно. А здесь педагог работает практически как репетитор. Екатерина Устинова старается вести занятия в форме диалога.

-Ксюша, что ты еще делала на каникулах?
— Играла.
— Олег?
— Спал.
— Олег у нас спал на каникулах, отдыхал.
— Ксюша?
— Читала.
— Олег, а ты читал?
— Да.

Екатерина работает свой первый учебный год. Она коренная жительница Ручейков. Когда заканчивала местную школу в ее классе уже тогда было всего шесть человек. С большими коллективами девушке довелось поработать только на практике в Биробиджане.

«На втором курсе обучения была у нас практика. Людей, детей много и интересней конечно. Но здесь тоже, детей хоть и немного, но приходится работать и там, где их мало», — рассказывает учитель начальных классов Екатерина Устинова.

Проблемы с наполняемостью классов в Ручейках как и во многих других сёлах автономии начались в конце 90-х. Наконец, в 2008 году начался процесс оптимизации сельских школ. Многие из них, как в этом случае, соседствуют с детскими садами. Это позволило сэкономить значительные средства. А педагогам, которые остались работать в малокомплектных школах пришлось адаптироваться к новым условиям.

«Было тяжело, потому что школа должна быть школой. Дети из садика приходят сюда, и нет такого перехода во взрослую жизнь. Но мы стараемся сделать условия чтобы они чувствовали, что это школа», — говорит Татьяна Котолевская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе филиала школы с. Благословенное.

Будущее этой школы находится в соседнем помещении. Детский сад в Ручейках посещают 9 человек. Кто-то из них наверняка придет и в первый класс. А процесс оптимизации сельских школ автономии еще не закончен. Ее планы сейчас обсуждают в администрациях районов.

!