В приоритете — экспорт. Жителям Китая стало выгодно приобретать товары в России
Экспорт многократно возрос, импорт — сократился, пассажиропоток остался на прежнем уровне. Уже второй год противоречивостью характеризуется работа пункта пропуска «Амурзет». В условиях экономических санкций и падения рубля немногим россиянам стало по карману совершать шоп-туры в приграничные города Китая, а вот жителям Поднебесной ездить в автономию за покупками и вывозить природные богатства, наоборот, выгодно.
Ещё несколько лет назад в накопителе пункта пропуска «Амурзет» было многолюдно. В выходные, когда наблюдался наплыв туристов, многим проходилось сидеть даже на газонах. Сейчас же прихода грузового речного парома из Поднебесной дожидаются всего с десяток пассажиров. Угасание интереса у российских туристов к приграничному Китаю наблюдается уже второй год подряд.
«Сюда ходят, один рейс — до обеда паром приходит, второй рейс — после обеда. Общее количество людей за сутки проходят в обе стороны -150-200 человек. Наши соотечественников немного побольше, чем китайских туристов. Но преобладают в основном рабочие, которые работают у нас в России», — говорит Василий Бекетов, начальник участка ООО «Портовик» в пункте пропуска «Амурзет».
Покупать товар оптом в Китае стало невыгодно, после введения экономических санкций и, как результат, обвала рубля. И все-таки на палубе речного парома не протолкнуться. Туристы по традиции ездят в Поднебесную за одеждой.
— Наверняка ездили в Китай что-нибудь прикупить для дома. Дорого сейчас в Китае стало?
— Ой, как дорого!
— А как раньше было? На сколько раньше чего могли закупить и как сейчас?
— Ну, раньше было 5-6 рублей, а сейчас 10!
Поток фур из Китая с импортными стройматериалами и оборудованием на границе существенно поредел. В структуре экспорта преобладают лесоматериалы и сельхозпродукция. Последняя представлена в основном соей.
Грузопоток через Амурзетский пункт пропуска прошедшей зимой увеличился более чем вдвое. При этом, если импорт из Поднебесной к нам составил всего 2 тысячи тонн, то экспортировано в 11 раз больше. Примерно 23 тысяч тонн различных грузов. Такому резкому взлёту внешнеэкономической активности с одной стороны способствовала девальвация рубля, с другой стороны — работа понтонной переправы. Она нынче функционировала с декабря по конец апреля текущего года.
Засилье на границе так называемого коммерческого туризма не придаёт россиянам национального самоуважения, а государству — экономической мощи. Эксперты считают, внешние связи автономии необходимо ввести в цивилизованные рамки. Как это, например, сделали в приграничных Хэйхэ и Благовещенске. Там уже не первый год действует безвизовый туристический обмен. Впрочем, амурзетские портовики своё финансовое благополучие связывают с реализацией в районе перспективных инвестиционных проектов.
«Если заработает марганцевый рудник, там курирует этот рудник «Хамэн — Дальний Восток», то здесь будет большое увеличение по грузопотоку. И будет выгодно китайской и российской стороне. Потому что деньги будут оставаться в России. Увеличится у нас работа пункта пропуска», — сказал Василий Бекетов, начальник участка ООО «Портовик» в пункте пропуска «Амурзет».
В ближайшие два года пункт пропуска в Амурзете ожидают преобразования. Здесь появится новый таможенный мобильный досмотровый комплекс, а портовую территорию планируют существенно расширить.