В Пронькино прошёл межрегиональный семинар по адаптации детей с нарушением интеллекта

Помочь детям с нарушением интеллекта найти своё место в жизни. Об этом на протяжении двух дней говорили участники межрегионального семинара. Он проходил в селе Пронькино. Педагоги и психологи делились опытом социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовки таких подростков.

Как детям с нарушением интеллекта адаптироваться в современном обществе? Там, где и здоровому человеку, порой, приходится нелегко. Эта проблема давно переросла медико-педагогические рамки и стала социальной. Данные международных исследований неутешительны. Число детей с различными врождёнными отклонениями в развитии постоянно растёт.

«По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год рождается около 13% детей с отклонениями в здоровье. Из них 3% — это с отклонениями в развитии интеллекта и 10% с другими какими-то отклонениями, дети-инвалиды», — сказала  ректор областного института повышения квалификации педагогических работников Наталья Лазарева.

Ньютонами и Коперниками не станут, но приобрести рабочую профессию им вполне по силам — говорят о детях с нарушением интеллекта педагоги и психологи. Главное найти подход к ребёнку и создать вокруг него атмосферу созидания. В зале — представители домов-интернатов и коррекционных школ из разных городов. Всего примерно полсотни участников: Забайкалье, Хабаровский и Приморский края, Амурская область.

«Мы им даём азы профессионального обучения. Вот я, например, даю швейное дело. Мужчины у нас дают столярное дело, то есть у них уже какие-то навыки работы есть. И после этого они, когда приходят в училище, может быть, по этой же специальности пойдут, кто-то не по этой, но у них есть навыки. Вот это и есть социальная адаптация!» — говорит  учитель профессионально-трудового обучения специальной коррекционной школы №7 (г. Благовещенск) Ирина Кривенцова.

«Когда выпускники выпускаются из нашей школы, дети получают профессию. В Забайкальском крае есть множество таких учреждений, где именно набирают детей в такие коррекционные группы. И, в дальнейшем, после обучения мы помогаем детям всё-таки снять этот диагноз, чтобы он не препятствовал в их жизни», — рассказала  заместитель директора по учебной работе Черновской школы-интерната (г. Чита) Ольга Алексеева.

Автономия в числе 17-ти регионов, где созданы так называемые ресурсные центры. Функции этих стажировочных площадок разные. На одних подготавливают будущих дефектологов, на других обучают самих детей с нарушениями в умственном развитии. Подобный статус с недавних пор имеет коррекционная школа-интернат в Бире. Здесь постарались создать условия для развития и трудового обучения трудновоспитуемых сирот. Интернат оснащён всем необходимым, позволяющим прививать трудовые навыки и не только.

«Работает программа по развитию социальных навыков, обучение детей к самостоятельной жизни. Создана «социальная» гостиница, где дети проживают определённый период, учатся самостоятельно готовить. Это посещение музеев, посещение выставок, посещение магазинов. Всем, практически, навыкам, которые им пригодятся потом в жизни», — рассказывает  директор специальной (коррекционной) школы-интерната (п. Бира) Зинаида Ковалёва.

Диагноз «не поддаётся обучению» — отнюдь не всегда для ребёнка приговор на всю оставшуюся жизнь. Педагоги могут припомнить десятки случаев, когда дети с чёрной меткой «умственно отсталый» с годами становились вполне самодостаточными людьми.

!