«Биробиджану -85». Личные истории — Елена Гладкая

Мы продолжаем цикл сюжетов к юбилею областного центра.

Его прошлое и настоящее. Рассказываем о земляках, которые любят город, не собираются его покидать, и преданы своему делу. Призвание Елены Гладкой — сохранить современное искусство.

 

До работы часто пешком, с детства знакомой тропой. Здесь когда-то маленькая Лена жила с родителями. Бабушка и дедушка рядом. Мимо  Никольского храма  с особым трепетом. К его возведению причастен отец. Дмитрий Косвинцев возглавлял предприятие «Биробиджанстрой».

 

— Многие дома, включая тот, в котором я живу сейчас, построены под руководством моего отца. И я чувствую эту связь в Биробиджане.

 

В трудовой книжке Елены Гладкой всего две записи. После окончания худграфа хабаровского пединститута недолго работала в детском саду. Но это, лишь эпизод. 25 лет она  в областном музее современного искусства. А теперь ещё  там и руководит. Пришла  студенткой. На практику. У истоков стоял дядя — Борис Косвинцев. Известный в автономии и за пределами региона  художник. Писать картины оказалось — не её, а вот помогать  открывать таланты других — делом жизни.

 

Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:

— Мне всегда больше нравилось анализировать чужие картины, то есть я четко вижу – что, как  почему и в то же время это позволяет видеть недостатки в своих. То есть для себя на любительском уровне —  да! Но, скажем, называть себя художником с большой буквы – нет!

 

Стиль, концепция, переживания, неповторимые авторские черты. Её задача -чтобы  увидели и ушли  под впечатлением.  Она остаётся. Каждый день работа с фондами.  Строгий учет и контроль. Произведения подробно описывают. Всё как у следователей. Не упускают ни одной детали — от маленькой рейки на  рамке до высокого замысла творца. Картины регистрируют не только в собственном архиве, но и во всероссийском реестре.

 

— Это минимум 4 акта, это 3 книги, это регистрация всех этих записей еще в трех журналах, а затем мы составляем паспорт.

 

Главная цель — шедевры  должны остаться для потомков. Поэтому и сейчас проводят ретроспективные выставки, возвращают зрителям забытые имена. Кстати, работа с фондами  весьма кропотливая. Отправить  в хранилище и забыть — не получится. Всё серьёзно и ответственно.

 

Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:

— Это нужно вытащить, это нужно поднять все его документы, его паспорт, посмотреть, что с ним происходило, я уже молчу про физическое – снятие пылевых загрязнений.

 

К чему стремиться и в каком направлении двигаться — понять помогают ревизии.  Например, определиться с тематикой и предложить её художникам. Сформировать коллекции — тоже труд. И, конечно, в музее есть свой эксклюзив.  Эти картины с особенным смыслом — «Ветхий завет глазами современных художников». Их начали собирать  с самого открытия учреждения.  Более 200 произведений. Авторы из разных регионов России.  И об этом  Елена может говорить часами.

 

Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:

— Поскольку у нас ЕАО, почему бы не Ветхий завет? Но не так с точки зрения религиозной, наверное. А как книга мудрости человеческой. Потому что если будем читать его внимательно, то поймём, что изменился антураж, а люди нет. Мы остались ровно такими же, как там описано.

 

И к слову, Елене скрытый смысл … через образы и связанные с ними истории — особенно  близок.

 

Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:

—  Я больше люблю картины, над которыми нужно подумать и поэтому я обожаю Ветхий завет, там есть над чем подумать и там есть большое поле для рассказа.

 

Работа Елены Гладкой в музее есть. Одна.  На признание и известность не претендовала. Но решающее слово оказалось за мастером — именитым дядей. В итоге коллаж на полке. Его когда-то наша героиня подготовила к выставке «Мужчина и женщина». Экспозицию традиционно устраивают ко Дню влюбленных. Картин на вечную тему взаимоотношений полов оказалось мало. Поэтому Елена взялась за подручные средства. Так и появилась современная трактовка истории красавицы Юдифь. И в этом сюжете тоже мужчина потерял голову

 

—  Здесь использованы вырезки из журналов, то есть я не так красиво рисую, чтобы изобразить девушку очень похожую на Лайзу Минелли.

 

Организовать и сохранить — это ещё не всё. Сейчас, увы, мужчин в творческой команде нет.  А значит вынести внушительные полотна из хранилища, разместить их на стенах дело  исключительно  женских рук.

 

—  С двух ударов я гвоздь в стену вбиваю благодаря многолетней практике. Вот.

 

У этой картины своя история. Личная. Еще одна семейная страница. Работа из коллекции «Биробиджан глазами художников». Так выглядела достопримечательность города почти 20 лет назад. Храм Святителя Николая изобразил муж Елены — Виктор Гладкий.

 

Автор: Анна Малышевская

Оператор: Олег Гриценко

!