«Биробиджану -85». Личные истории — Елена Гладкая
Мы продолжаем цикл сюжетов к юбилею областного центра.
Его прошлое и настоящее. Рассказываем о земляках, которые любят город, не собираются его покидать, и преданы своему делу. Призвание Елены Гладкой — сохранить современное искусство.
До работы часто пешком, с детства знакомой тропой. Здесь когда-то маленькая Лена жила с родителями. Бабушка и дедушка рядом. Мимо Никольского храма с особым трепетом. К его возведению причастен отец. Дмитрий Косвинцев возглавлял предприятие «Биробиджанстрой».
— Многие дома, включая тот, в котором я живу сейчас, построены под руководством моего отца. И я чувствую эту связь в Биробиджане.
В трудовой книжке Елены Гладкой всего две записи. После окончания худграфа хабаровского пединститута недолго работала в детском саду. Но это, лишь эпизод. 25 лет она в областном музее современного искусства. А теперь ещё там и руководит. Пришла студенткой. На практику. У истоков стоял дядя — Борис Косвинцев. Известный в автономии и за пределами региона художник. Писать картины оказалось — не её, а вот помогать открывать таланты других — делом жизни.
Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:
— Мне всегда больше нравилось анализировать чужие картины, то есть я четко вижу – что, как почему и в то же время это позволяет видеть недостатки в своих. То есть для себя на любительском уровне — да! Но, скажем, называть себя художником с большой буквы – нет!
Стиль, концепция, переживания, неповторимые авторские черты. Её задача -чтобы увидели и ушли под впечатлением. Она остаётся. Каждый день работа с фондами. Строгий учет и контроль. Произведения подробно описывают. Всё как у следователей. Не упускают ни одной детали — от маленькой рейки на рамке до высокого замысла творца. Картины регистрируют не только в собственном архиве, но и во всероссийском реестре.
— Это минимум 4 акта, это 3 книги, это регистрация всех этих записей еще в трех журналах, а затем мы составляем паспорт.
Главная цель — шедевры должны остаться для потомков. Поэтому и сейчас проводят ретроспективные выставки, возвращают зрителям забытые имена. Кстати, работа с фондами весьма кропотливая. Отправить в хранилище и забыть — не получится. Всё серьёзно и ответственно.
Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:
— Это нужно вытащить, это нужно поднять все его документы, его паспорт, посмотреть, что с ним происходило, я уже молчу про физическое – снятие пылевых загрязнений.
К чему стремиться и в каком направлении двигаться — понять помогают ревизии. Например, определиться с тематикой и предложить её художникам. Сформировать коллекции — тоже труд. И, конечно, в музее есть свой эксклюзив. Эти картины с особенным смыслом — «Ветхий завет глазами современных художников». Их начали собирать с самого открытия учреждения. Более 200 произведений. Авторы из разных регионов России. И об этом Елена может говорить часами.
Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:
— Поскольку у нас ЕАО, почему бы не Ветхий завет? Но не так с точки зрения религиозной, наверное. А как книга мудрости человеческой. Потому что если будем читать его внимательно, то поймём, что изменился антураж, а люди нет. Мы остались ровно такими же, как там описано.
И к слову, Елене скрытый смысл … через образы и связанные с ними истории — особенно близок.
Елена Гладкая, исполняющая обязанности директора областного музея современного искусства:
— Я больше люблю картины, над которыми нужно подумать и поэтому я обожаю Ветхий завет, там есть над чем подумать и там есть большое поле для рассказа.
Работа Елены Гладкой в музее есть. Одна. На признание и известность не претендовала. Но решающее слово оказалось за мастером — именитым дядей. В итоге коллаж на полке. Его когда-то наша героиня подготовила к выставке «Мужчина и женщина». Экспозицию традиционно устраивают ко Дню влюбленных. Картин на вечную тему взаимоотношений полов оказалось мало. Поэтому Елена взялась за подручные средства. Так и появилась современная трактовка истории красавицы Юдифь. И в этом сюжете тоже мужчина потерял голову
— Здесь использованы вырезки из журналов, то есть я не так красиво рисую, чтобы изобразить девушку очень похожую на Лайзу Минелли.
Организовать и сохранить — это ещё не всё. Сейчас, увы, мужчин в творческой команде нет. А значит вынести внушительные полотна из хранилища, разместить их на стенах дело исключительно женских рук.
— С двух ударов я гвоздь в стену вбиваю благодаря многолетней практике. Вот.
У этой картины своя история. Личная. Еще одна семейная страница. Работа из коллекции «Биробиджан глазами художников». Так выглядела достопримечательность города почти 20 лет назад. Храм Святителя Николая изобразил муж Елены — Виктор Гладкий.
Автор: Анна Малышевская
Оператор: Олег Гриценко